Вот интересно: у тебя есть излюбленные гримасы и позы для фотосессий?
Я стесняюсь отвечать на этот вопрос...
Вот как! Когда ты в последний раз сам себя снимал на фотоаппарат или на телефон?
Никогда такого не делал. По мне, это дикость.
А когда ты идешь на мероприятие или просто по улице, подбегают люди и начинают наставлять на тебя телефоны и фотоаппараты – это раздражает или нет?
Это смущает, но не раздражает. Я же знал, на что иду, когда выбирал профессию. Хотя скорее она меня выбрала.
Что тогда раздражает тебя в работе, о чем ты не подозревал, когда в эту профессию шел?
Ложь, зависть и лицемерие.
А само кино, предлагаемые сценарии тебя не раздражают?
Бывает по-разному. Когда я смотрю отечественные фильмы, то часто ловлю себя на мысли, что снято красиво, но непонятно о чем. Вот взять хотя бы вышедший в апреле фильм "Шпион" — я туда пробовался и должен был играть главную роль, но не срослось (в итоге снимался актер Данила Козловский. – Прим. авт.).
Фильм снят по книге Бориса Акунина, мне очень понравилось это произведение. И работы для актера там непочатый край. Герой многократно меняется, очень интересная у него дуга характера. И вот вышел фильм: картинка – супер. Хотя непонятно, почему наш русский лес выглядит как джунгли и Гитлер по скайпу разговаривает. Но про что этот фильм – я не понял. Есть у нас беда такая.
У тебя были фильмы, которые ты можешь назвать проходными, неудачными?
Что было в итоге – не так важно. Могу сказать, что я в каждой своей работе выкладывался и старался полюбить и любил то, что делаю на данный момент. Впрочем, был в самом начале карьеры у меня один сериал.
Когда мне предложили, я учился на втором курсе института. Сначала подумал: ну а что, я ведь для этого и пошел учиться на артиста. А на съемках понял, что это – не профессия. Я не этим хотел заниматься. И после этого опыта перестал соглашаться сниматься в сериалах.
Но у нас же известность и успех никакого отношения не имеют к ремеслу. Можно быть известным и бездарным. Есть актеры, которые снимаются, их знает вся страна, но их ни в один театр не берут. И есть проекты, где мы занимаемся искусством, а есть те, где зарабатываем деньги.
Надо же кушать что-то. Я тоже это однажды понял. И вынужден был соглашаться на такие предложения. И тут главное – удержаться и совсем не опуститься, не начать майонез рекламировать.
Как ты сценарии выбираешь?
Переписываю их. (Смеется.) Например, вот недавняя ситуация. Мой друг принес сценарий, по которому хочет снять фильм. Предложил мне главную роль. Я прочитал и сказал ему, что он голову сломает, снимая то, что там написано. Потому что язык там был абсолютно не киношный. И сейчас мы вместе эту историю переписываем.
То есть ты будешь соавтором?
Именно. Мы встречаемся со сценаристом, это близкий мне по духу человек. И для нас этот проект имеет большое значение. Или же я играл в спектакле "Третья смена" по пьесе Павла Пряжко в постановке Филиппа Григоряна.
Очень простая история о третьей смене в лагере, о детстве как таковом, о том, что оно не было такой уж счастливой порой, как принято считать. Это на самом деле обман, ложь. Дети порой бывают злыми, совершают поступки, о которых позже жалеют. В общем, в эту лагерную смену положена целая древнегреческая трагедия. Спектакль был номинирован на премию "Золотая маска". Вот это настоящая авторская работа, где деньги не важны, важно действо.
При выборе сценария гонорар все-таки играет большую роль?
Конечно. Мы либо занимаемся искусством, либо зарабатываем деньги. Ты читаешь сценарий, понимаешь, что это. Но я сторонник авторских проектов. Если история нравится, то можно сниматься и за рубль.
Скажем, был в моей жизни фильм "Туман" – военная драма о том, как несколько ребят попадают из нашего времени в 1941 год. Работали за копейки. Никто на этом проекте денег не заработал. Фильм показали по ТВ в День Победы, после минуты молчания, и его посмотрели многие. Мне потом звонили учителя из школы, друзья. Благодаря этому фильму и я посмотрел на войну другими глазами.
Кассовые сборы влияют на самооценку актера? Радуешься же: вот, мой фильм посмотрели миллионы, и он срубил кучу денег.
На мои-то заработки количество сборов не повлияет. В сборах один плюс: если твой фильм собрал много денег, то дело пахнет сиквелом. А значит, возможностью продолжить работу с той же компанией людей.
У тебя есть фильмы, которые пахнут сиквелом?
Сняли вторую часть "Тумана", но меня не позвали. Видимо, решили, что я попрошу много денег. (Смеется.) Помню, мне позвонил продюсер Максим Королев, говорит: "Илюх, хотим снимать вторую часть в Севастополе". Я сказал, что готов. А потом встречаю друга, который тоже там снимался, он говорит: "Я сценарий прочитал – почему там твоего героя нет?" А я и не знаю.
Ты обиделся?
Обижаться не приходится. Раскисать нельзя. Да и смысл? Как говорится, хозяин – барин. К тому же следом мне предложили проект – съемки в Праге, и я бы по-любому во второй части "Тумана" не смог сниматься из-за графика. Так что все закономерно. Случайностей не бывает. Точнее, случайность надо заслужить.
Раньше – было дело, обижался. Получилась сцена хорошая, а потом смотришь кино –порезали. И я очень переживал. А так нельзя. Иначе потом будешь думать: чего стараться? Все равно все вырежут. И тогда – вон из профессии. Не получилось с "Туманом" – ладно.
Кстати, в 9-м классе ты занял 1-е место по Тульской области в конкурсе со стихотворением о Великой Отечественной войне.
Да-да, мама помогла мне тогда второе четверостишие сочинить. И посвятил я стихотворение дедушке. Его уже нет. Он был шахтером, а в то время шахтеров не забирали. Впрочем, на шахте было не лучше, чем на фронте. Конечно, дед рассказывал мне о войне, но это были совсем другие истории.
Кстати, после того как я переехал из родного Новомосковска в Москву, мы с дедом не виделись 10 лет. А однажды мы с братом Владом отправились в Новомосковск по делам и заехали к дедушке. Посидели, поговорили. Дед высох страшно, кожа да кости, еле ходил. У меня комок в горле стоял. И я пообещал, что приеду через месяц, привезу военные фильмы. И улетел в Израиль. И вдруг звонит мама: "Дед в реанимации". На следующий день он умер.
То есть мы не виделись столько, наконец встретились, а спустя три дня его не стало. Выходит, он ждал меня, чтобы уйти? А я будто почувствовал это. В общем, я понял: время – самое дорогое, что у нас есть. У меня самая главная борьба сейчас – со временем. Хотя один знакомый мне сказал: "Ты не должен воевать со временем. Нужно с ним дружить".
Скажи, а твое детство было счастливым или как в "Третьей смене" – ложь и обман?
В моем детстве было все – счастье, ложь и обман. И оно связано с Новомосковском. Расcветы, закаты, первая, конечно же, неудачная любовь – все было там. Я был очень неугомонным, гиперактивным ребенком. До 5-го класса учился на "отлично". Потом разочаровался в школе, все вдруг показалось неправдой... И желание учиться потухло. Тогда я и ощутил жизнь в красках.
Пустился во все тяжкие?
Можно и так сказать. После 6-го класса понесло, но после института я изменил свое отношение к образованию.
Когда ты бываешь в Новомосковске, то какие места посещаешь?
Еду к 13-й школе. Посижу один, по гаражам поброжу. Там я закурил в первый раз. Ребята тогда курили тонкие коричневые сигареты More. И мне предложили: на, затянись. А я спортом занимался – футбол, плавание. Какие тут сигареты? Но поддался и попробовал. На следующий день купил пачку.
Потом стал таскать у родителей. Однажды меня мама и поймала. Сказала: "Ну-ка дыхни". По башке получил. Мама сказала: "Поклянись, что больше не будешь курить". Я поклялся и больше не курил. Был страх перед словом, данным маме. Потом уже взялся за сигареты в сознательном возрасте. Не курил в пост, потом сорвался.
Ты подвержен стрессовым ситуациям? Переживаешь внутри себя или выплескиваешь эмоции?
Самое опасное – носить это в себе. Начинается самоедство. Чтобы решать такие проблемы, я начал вести дневник. Просто начинаешь туда писать, и становится легче.
Не боишься, что дневник может кто-то прочитать?
Конечно, хотя, заполняя его, подсознательно мы предполагаем, что когда-нибудь его прочитают. Я дневник однажды потерял и очень испугался. Любому будет неприятно, если кто-то будет копаться в его вещах, смеяться над ними.
У меня в детстве был ящик в столе, в нем я собирал всякие мои личные вещи – подарочки, вкладыши. Как-то мне на Новый год подарили "Сникерс". И у меня эта шоколадка долго хранилась в этом ящике. И я думал: вот поеду на футбольный турнир – съем. Он придаст мне много сил.
Ну и что же? Собираюсь на футбол, открываю ящик – шоколадки нет. Спрашиваю: "Мам, где она?" И брат говорит: "Я съел, прости, я думал, что он испортится". Так что у каждого есть свой потаенный ящик, в который нельзя лазать. В январе я ездил искать своего отца и описал все свои переживания в дневнике.
Прости, а почему ты вдруг решился поехать на поиски отца?
Мои родители расстались еще до моего рождения – так сложились обстоятельства, судьба развела. Мама его до сих пор любит. Не было дня, чтобы она о нем не вспоминала. И я горжусь этой любовью, их отношениями и чувствами. Обиды к нему у меня никакой нет.
Так вот, я поехал и узнал, что папы уже нет. В 2006 году он ушел из жизни. Опять я опоздал. Но узнал, в кого я такой. Провел ночь в комнате, где папа жил последние годы жизни. До четырех утра глаз не мог сомкнуть. Листал его книги, посмотрел фотографии, среди которых, кстати, нашел свою. Потом отключился. Открыл глаза – с улицы ярко светило солнце. Вышел на балкон и понял, что это путь, который я должен был пройти. Что открыл в себе что-то новое.
Родители твоего героя из "Интернов" тоже в разводе.
Там другая ситуация. У Глеба Романенко все в шоколаде. Папа ему Range Rover подогнал, мама – главврач больницы. Думаю, когда жизнь ему хороший подзатыльник отвесит, он многое поймет, переоценит что-то, изменится.
Говорят, на эту роль ты пробовался четыре раза. Овчинка стоила выделки?
Была чистая случайность. Я приехал пробоваться в новый проект "Офис", выхожу, а меня окликает девушка: "Здравствуйте, мы видели ваши пробы – а не хотите и у нас попробоваться?" Сериал тогда еще назывался "Медики". Я сказал: давайте попробую.
Как менялось твое отношение к известности на протяжении работы над "Интернами"?
Если честно, никак. У артистов бывает такое, что сносит крышу от успеха. Моя крышечка вроде осталась на месте и нигде не протекает. Зато душа моя расщепляется на мелкие атомы противоречий, протестов, внутренних блужданий в поисках себя самого.
На мой взгляд, нет ничего хуже, чем находиться в ситуации, где тебя все вокруг оценивают. Может, это кому-то и нравится, но не мне: я из-за этого замыкаюсь в себе. Я разделяю для себя пространство друзей, куда мало кого пускаю, пространство работы и пространство всеобщего обозрения.
Ты помнишь, как приехал в Москву? Было ли сложно?
Да, было непросто. И я понял: самое главное в такой ситуации – не терять веру в себя. Если бы мне сейчас пришлось ехать в Москву и начинать с нуля, то я решил бы, что это нереально. Тогда я был совсем один, хотя были люди, кто мне помогал. Например, актриса Марина Голуб, которая занималась со мной, готовила меня к институту, мой мастер Валерий Гаркалин, которому я безмерно благодарен за то, что помог мне творчески открыться. Еще Владимир Пресняков-старший. К этим людям я прислушивался и двигался вперед.
В какой момент ты почувствовал, что крепко стоишь на ногах?
Когда в 12 лет помыл машину, заработал первые деньги и ощутил всю сладость независимости и свободы. (Смеется.) Материальные проблемы – ничто по сравнению с душевными. Наверное, я почувствовал уверенность, когда забрал в Москву маму и брата. Это случилось еще до института, до "Интернов". Близкие оказались рядом, и мне стало спокойнее.
Как считаешь, ты в кино пришел надолго?
Точно знаю, что актерство – не последняя моя стезя. У меня есть свое видение, ощущение мира, и я чувствую в себе силы делать что-то свое. Поэтому бывает, что я в чем-то не соглашаюсь с режиссерами. Думаю, если я возьму все в свои руки, то получится высказаться по-настоящему. Многие публичные люди напрягаются, когда в интервью начинаются вопросы про девушек. Личная жизнь до той поры личная, пока мы не начинаем о ней говорить.
Интересно, девушки когда-нибудь говорили, что у тебя взгляд хитреца и обманщика?
По-моему, они все меня таковым и считают. Другое дело, что им это нравится.
Читал в Интернете историю, которая тебя прекрасно характеризует: дама рассказывает, что шла с маленькой дочерью и та случайно толкнула тебя – из твоих рук выпал телефон и разбился. Но ты, на удивление, не рассердился, а очень ласково пообщался с ребенком.
Да, я выходил из института, и ребенок налетел на меня.
И ты правда не рассердился из-за разбитого телефона?
Да какой там телефон – девочка меня чуть вместе с дверью не снесла и уже сама летела носом вспахивать землю, еле успел поймать, сам испугался. Так что привет ей и ее маме.