В преддверии выхода фильма "Анна Каренина. История Вронского" мы поговорили с актрисой Елизаветой Боярской о ее ролях, любви и отношениях с мужчинами.
Какие минусы у популярности есть лично для тебя?
Может показаться, что в популярности одни сплошные плюсы, но в реальности все совершенно по-другому. И один из минусов в том, что ты можешь расслабиться только дома или в компании близких людей, которым доверяешь. В остальное время должна соответствовать, "держать лицо". От этого очень устаешь. И дело не в том, что я в жизни совершенно другая. Нет, такая же. Просто невозможно релаксировать, когда на тебя смотрят. Начинаешь следить за тем, что ты сказала и как ты выглядишь. Например, я обожаю танцевать и раньше часто ходила на дискотеки. Сейчас уже не могу себе такого позволить. Очень свободно чувствую себя в этом плане за границей. Особенно в отдаленных уголках земного шара. В Японии, например. А в жизни я очень простой человек – люблю просто одеваться, есть фастфуд, кататься на аттракционах, лопать сахарную вату. Став узнаваемой персоной, все эти простые вещи делаешь с оглядкой.
Как ты относишься к критике в социальных сетях? Болезненно реагируешь на сплетни, злобу? Читаешь ли вообще комментарии подписчиков?
Читаю иногда. Злоба и критика в сетях меня не расстраивают. Это часть профессии. Чем больше позитивного интереса к человеку, ровно вполовину больше появляется и негатива. Поэтому я отношусь к этому философски. А на комментарии личного характера вообще не обращаю внимания. Это ерунда – у меня уже иммунитет сформировался.
Чья критика имеет для тебя значение?
Очень прислушиваюсь к коллегам. В принципе критика – это серьезная аналитическая работа и она реально интересна, если профессионально подана, а не выглядит как высказывание личного мнения.
Как ты готовишься к роли?
Самый главный процесс – это работа с текстом, его анализ, даже лабораторное изучение. Если говорить о насущном – о моей роли в проекте "Анна Каренина. История Вронского", за полгода подготовки пришлось досконально изучить от первой до последней буквы все, что касается линии "Анна – Каренин – Вронский". Узнать все факты, а также попытаться сфантазировать, что могло быть до – как она росла, кто ее воспитывал, какие у нее были взаимоотношения с мужем, как она принята в обществе. То есть материализовать персонаж.
Как ты считаешь, твоя Анна Каренина и твоя героиня "Адмирала"похожи?
Нужно не забывать, что это разные эпохи. 70-е годы XIX века, когда происходит действие романа "Анна Каренина", – это время расцвета, прогресса. Появляются поезда, железные дороги, новые веяния в обществе – например, становятся возможными разводы. А вот время, когда случился роман у Анны Васильевны и Александра Васильевича, – это начало эпохи катастроф. Люди, которые жили в то время, могли гораздо больше выдержать и постоянно были готовы к трагедиям, потерям. Они привыкли к ним.
Эти героини похожи своей историей, но у них совершенно разный темперамент. Анна Васильевна (героиня "Адмирала". – Прим. ред.) смогла жить с болью утраты любимого человека, пережить потерю сына, перенести лагеря, снова выйти замуж. Анна Каренина совершенно другая. Она не смогла жить с ношей осознания, что искалечила судьбу стольким людям – мужу, ребенку и Вронскому.
Разве она искалечила жизнь Вронскому?
Да, потому что измучила его. В конце она видит, к чему привела ее жертва и во что превратилась их любовь. Вронский и Каренина – это личности разного масштаба. Его мама, графиня Вронская, – женщина с очень непростой личной биографией. У нее было огромное количество мужчин, и все про это знали. Вронского она в восемь лет отдала на воспитание в Пажеский корпус, он рос и без отца, и без нее. Поэтому никогда не знал настоящей любви. Он так и остался одиноким мальчишкой с оголенными нервами, лишенным заботы, ласки, опеки, крепкой семьи. Он не знает, что такое ответственность любви. Если бы Вронскому кто-то сказал, что времяпрепровождение с Кити обязывает его на ней жениться, он бы очень удивился. Так и есть. Он ходит туда "погреться", ходит, потому что ему там хорошо.
А что для него значили их отношения с Анной?
Он влюбился, попал под очарование этой легкой, открытой, непосредственной молодой женщины. Но не предполагал, что его юношеская пылкость возбудит в ней такую лавину чувств. Не ожидал и не смог справиться с ней. Я уверена, если бы он знал, чем все закончится, он бы даже не начинал. Он любил Анну и пытался дать все, даже отказался от службы, но только ей этого было мало. Потому что та жертва, которую принесла она, несопоставима для нее с жертвой, принесенной Вронским. Она жизнь свою погубила ради него. Они полярно разные. Не появись Вронский, Анна прожила бы с мужем прекрасную спокойную жизнь.
В любви нет места жертвам?
Для женщин важен тот период, который наступает после того, как она открывается, дает понять: "я вся твоя, а ты для меня все". А вот у мужчин наоборот – им интересно то, что было до, завоевание крепости.
Между Карениной и Вронским страсть или любовь?
В первую очередь страсть, но которая переросла в любовь, в преданность, в желание быть рядом. Но он никогда не знает, что делать. Почему он не мог пойти к Каренину сам, если это его женщина? Поступить по-мужски. Потому что он не мужчина, а мальчик. При той химии чувств и страсти, которая вспыхнула между ними, они оказались совершенно в разных масштабах чувствования. Она тайфун в сравнении с ним по природе своей любви. Они влюбленные, но не понимающие друг друга люди. В этом и трагедия их истории, которая погубила всех.
Я знаю, ты давно мечтала сыграть эту роль. Чем тебе близок персонаж Анны?
Для меня принципиально важно, что она сильная. Слабая женщина не могла бы броситься под поезд. Это мощь, глыба, неистовый характер. И, не справившись со своим чувством, она берет ответственность на себя и заканчивает это все. Я считаю, что это отчаянный, но поступок. Она развязывает узел, освобождая всех – и Вронского, и себя.
Может быть, такая сильная любовь женщины в принципе тяжелая ноша для мужчины?
Так и есть. Если речь идет о браке, такие страсти не нужны. Надо искать равного партнера. Искать комфортного, с которым совпадаешь внутренне и с которым нет колоссальной разницы во взглядах, интересах, мироощущении. Партнерское равенство – это всегда прочно. У меня с мужем никогда не могли бы произойти такие отношения, как у Анны с Вронским, потому что у нас одна весовая категория абсолютно во всем. Нам очень хорошо вдвоем, и мы можем одаривать друг друга любовью, делиться ей и вместе создавать что-то новое. А когда между людьми существует бездна, конфликты и непонимание неизбежны.
У тебя очень красивый успешный муж. Ревнуешь его?
Я прекрасно осознаю уникальность моего мужа. Для меня он идеален во всем! Но мне кажется, ревность – это вопрос уверенности в себе. Я уверена, что я идеальный партнер для него. Просто чувствую это и поэтому не испытываю беспокойства.
Есть рецепт долгой любви?
Я думаю, мужчине нужно давать определенную долю свободы. Она ему необходима. И пространственная, и внутренняя. Личное пространство для своих интересов, своего времени. Если женщина мудрая, она должна это чувствовать – когда нужно не дергать мужчину, а дать ему побыть наедине с собой, заняться любимым делом. А пилить, упрекать – глупо. Требовательная позиция неправильна. Важны чуткие партнерские отношения, когда мы уважаем пространство, но остаемся интересны друг другу. И нужно всегда восхищаться своим мужчиной. Ведь если ты выбрала этого человека, значит есть то, за что ты его полюбила. Должно быть осознание, что живешь с самым лучшим мужчиной на свете.
В других сферах жизни ты
так же уверена в себе?
Есть вещи, в которых я не сомневаюсь. Как будто какое-то предчувствие. Когда я шла сдавать экзамены в институт, была уверена, что поступлю. Еще дело в возрасте. Сейчас бы рефлексировала очень сильно, а тогда не было никаких полумер. Наверное, когда чувствуешь – твое, тогда и приходит эта убежденность и спокойствие. Это касается и работы, и любви. Если же не твое, то пытаешься приспособиться, как ртуть, и это мука! То, что не мое, всегда от меня уходит. А если знаю, что мое, иду и беру это. И все дается легко и просто. Так было и с ролью Анны Карениной. Но так происходит далеко не всегда. Меня, например, не утвердили на "Обитаемый остров", "Стиляг", но я не расстроилась, потому что не настолько хотела этих ролей. К тому же, если бы меня утвердили на ту роль, в моей жизни не было бы "Адмирала". Все не случайно.