Актриса Екатерина Климова признается, что находится на распутье и переживает тот самый момент, когда женщина ощущает наступление нового этапа в своей жизни. Но сама по этому поводу особенно не переживает, поскольку считает многие свои мечты сбывшимися, а цели – достигнутыми.

Как вам кажется, насколько вы сейчас развиваетесь в верном направлении?

У меня сейчас странное мироощущение. Не могу сказать, что оно очень солнечное и позитивное или, наоборот, депрессивное. У меня в жизни такой этап, когда я знаю, что ничего не знаю, и я перестала по этому поводу переживать, просто ощутила фатальность происходящего. И если раньше я предъявляла всем гамбургский счет и понимала, что мне тоже нужно соответствовать, то сейчас стала многое прощать себе и окружающим. 

Не хочу ничего доказывать, не хочу обижаться и требовать себе что-то от этого мира. Знаете, это как в детстве: хочешь пойти на улицу, а там дождь. И если тогда это так расстраивало, что жить не хотелось, то сейчас – миришься с этим, ведь ничего не изменить.

Вы помудрели?

Безусловно. И повзрослела. Это отчасти благодаря моей профессии. Мне посчастливилось переиграть и пережить разных персонажей. Судьбы моих героинь, их поступки, платья – все это примеряешь на себя, и значимость своего Я нивелируется. 

Я сейчас не про самооценку говорю, а скорее про переживания, связанные с проблемами и трудностями конкретного персонажа Екатерины Климовой. Некий взгляд со стороны, над ситуацией. Это позволяет не копить в себе обиды и гнать подальше маргинальные мысли.

Опять работа? А отдых для вас не повод перезагрузиться?

Конечно. На меня сильно повлияли каникулы на Бали. Поездка организовалась случайно, в последний момент. Как говорится, упала на хвост друзьям и не пожалела об этом ни разу. Не буду описывать местные красоты и достопримечательности – все это было восхитительно. 

Что больше всего поразило – там все тебе улыбаются. Но улыбаются не так, по-американски, будто им от тебя что-то надо, а иначе – какой-то детской улыбкой. Дело в том, что там все ощущают себя букашками, они понимают, что их может смыть каждую минуту, и улыбаются потому, что им так проще жить. 

У них похороны – самый большой праздник. Я в первый раз увидела процессию и решила, что это свадьба каких-то местных богачей. А это оказались похороны бедняков. На эти праздничные похороны они копят всю жизнь.

И я не заметила, когда наступил тот момент, когда я сама начала всем улыбаться этой особенной балийской улыбкой.

Как вы думаете, можно ли остаться ребенком в душе, живя в городских джунглях? Да и надо ли?

У мужчин, мне кажется, эта программа заложена на уровне самосохранения. Люблю по этому поводу цитировать мою героиню из фильма "Икона сезона": "Все мужчины – вечные дети… ребенок, ребенок – а потом бац, и уже старик!" У женщины в большинстве своем взросление происходит раньше и, конечно же, глобальнее. По крайней мере, я всегда чувствовала себя старше своих сверстников. И мои лучшие подруги на протяжении всей моей жизни были намного меня старше. Не потому, что я боялась, будто они уведут у меня мужа, – это повелось с детства. 

Может, повлияло то, что проводила много времени в компании своей старшей сестры Вики (конечно, если меня туда брали). Странный мы народ, женщины. Нам первую половину жизни хочется стать старше, а вторую – наоборот.

Скажите, есть ли у вас свои секреты красоты?

Да, и это счастливое совпадение с новой серией съемок для "Гарньер Колор Нэчралс". Я стала лицом этой марки два года назад, и вот это (откидывает назад свои роскошные блестящие локоны) – результат нашей работы для нового рекламного ролика. 

Знаете, я никогда не была сумасшедшей в плане выбора стилиста, могу заехать на укладку в совершенно незнакомый мне салон красоты. И потому считаю большой удачей для миллионов российских женщин высокое качество этой краски. С ней каждая будет сама себе стилистом.

Бывает, у девушек наступает кризис среднего возраста. Но вам-то, я думаю, рано об этом думать. Да и зачем? Вы производите впечатление успешной молодой красивой женщины…

Спасибо. Многие мои мечты сбылись. И даже больше того, о чем мечтала. Но поверьте, что и меня тоже, бывает, накрывает: вот так вот иногда лежишь в своем отдельном СВ или едешь на хорошей машине и задумаешься: а об этом ли я мечтала? Хроническая усталость, опять заболели дети, всех денег не заработаешь, а время летит, а жизнь-то проходит… И если бы не профессия, в которой, как в топке, сгорают все мои ужасы, обиды и страхи, думаю, я была бы более подвержена всякого рода кризисам. 

За это я очень благодарна судьбе и в процентном соотношении большую часть времени провожу в благостном состоянии. А возраст? Надеюсь, что с ним сумею договориться. Главное – быть востребованной на работе и дома.

А над чем работаете? Какие фильмы с вашим участием ожидаете и нам советуете?

Только что закончили снимать летний блок в сериале "Распутин". Это было сложно, но очень интересно. Работали на площадке с такими партнерами, как Владимир Машков, Андрей Смоляков, Ингеборга Дапкунайте.

Это, конечно же, подарок от моего любимого режиссера Андрея Малюкова и продюсера Рубена Дишдишяна, которые доверили мне сыграть такую неоднозначную историческую личность, как Анна Вырубова.

Что это за персонаж?

Анна Вырубова сыграла важную роль в жизни императорской семьи. Она была фрейлиной Александры Федоровны. И, собственно, она и привела Распутина ко двору по просьбе государыни, так как цесаревич был неизлечимо болен.

Я ощущала огромную ответственность, так как этот человек жил менее столетия назад. Ни в коем случае не хотелось, создавая художественный образ, исказить судьбу реального человека. Нас с ней мало что объединяет внешне и внутренне – таких ролей у меня еще не было. Эта работа занимала все мое существо с апреля по август.

Именно со съемок Распутина, если я не ошибаюсь, вас не отпустили в этом году в жюри "Кинотавра"?

Да, я, конечно, очень расстроилась. Для меня это была бы огромная честь. Но в глубине души я понимала, что выпадать из атмосферы такого сложного процесса и материала в вечный праздник "Кинотавра" было бы неправильно.

Кстати, о вечном празднике. Полтора года назад на фестивале "Кинотавр" в Сочи я сидел глубокой ночью в ресторане гостиницы "Жемчужина", когда туда завалилось три десятка кинематографистов и среди них были вы. Теперь ресторан на ночь закрывают. Поговаривают, что из-за того случая.

Я прекрасно помню этот вечер. Мы ввалились туда, как вы говорите, в поисках караоке. Нам хотелось петь. Не вижу в этом криминала – испокон веков на Руси застолья сопровождаются песнями, плясками и драками. Но так как это был просто ресторан, пели мы а капелла, строили голоса очень красиво и, как наши предки, – без подстрочника караоке. 

Танцевать нам было не подо что, драк тоже не затевали. И на всякий случай напоминаю, что я была с мужем. А что вы там делали, кстати, в столь поздний час? Может, ресторан закрыли после вашего визита? (Смеется.)

Хорошо, в этом году попеть, значит, не получилось? У вас ведь параллельно еще один проект? "Отмена всех ограничений", где вы снимаетесь вместе с Игорем Петренко.

Да, мы снимаемся с Игорем, чему я очень рада. Он – выдающийся актер и замечательный партнер. Спасибо нашему режиссеру Стасу Назирову за классный актерский ансамбль. Думаю, этот сериал полюбит массовый зритель. Душевная история. Все как в жизни – и смех, и слезы.

Посмотрим. Но это ведь еще не скоро? А что в ближайшее время появится с вашим участием на экранах?

Телесериал "Куприн". Я была занята в серии "Поединок". Роль Раисы Петерсон до меня играла Людмила Гурченко. Это характерный персонаж, так что пришлось немного похулиганить. Как говорится, не наиграешь – не сыграешь. Это еще один творческий подарок от Андрея Викторовича Малюкова. Мне там даже позволили спеть романс. Это счастье для актера. 

Огромная разница – участвовать в шоу, где поешь и танцуешь, – в этом есть уже что-то спортивное. И совсем другое – делать это от лица своего героя в кино, театре. К сожалению, это бывает крайне редко.

Могли бы назвать роль, которую считаете своей вершиной?

Из театральных работ очень люблю спектакль, которого сейчас уже, правда, не существует, – "Ленинградский романс" по пьесе Алексея Арбузова "Мой бедный Марат" в постановке Петра Штейна. Пожалуй, моя первая драматическая роль в театре, хотя я и до этого много играла. Просто "шестидесятники", послевоенная драматургия очень мне близки своей человечностью, всепрощением. 

Мне приятно говорить этот текст, переживать происходящее с моим персонажем, и я ощущаю, как зритель становится лучше, будто возвращается в детстве, обретает надежду и уходит совсем другим человеком.

Популярность мне принесла роль Натальи из "Бедной Насти", по-своему люблю эту работу. Она для меня знаковая. Конечно же, Ниночка из картины "Мы из будущего" – моя первая работа у режиссера Андрея Игоревича Малюкова, которая дала мне дорогу в кино. Но хочется верить, что лучшая роль еще впереди.

А ролью в третьей части "Любви в большом городе" тоже гордиться будете?

Да. Почему бы и нет? Это уже была сложившаяся история, полюбившаяся зрителям, и сценаристы посчитали нужным ввести еще одного персонажа, дабы не обделить любовью героя Филиппа Киркорова – святого Валентина. Хеппи-энд предполагает, что у всех должно быть все хорошо в жизни и в любви. 

Мне было интересно еще и потому, что снималась картина в Америке – хотелось посмотреть, как у них там все в кино работает. Опыт получился забавным – партнеры на площадке все отечественные, а съемочная группа – почти полностью американская. Но трудностей перевода не возникало.

Кстати, об Америке. Сейчас ряд наших актеров – Светлана Ходченкова, Данила Козловский, Юлия Снигирь – неожиданно стали востребованны на Западе. Как вы это объясняете и нет ли желаний самой попробовать себя за рубежом?

Я уверена, что гений абсолютно заслуженно получает признание. Однако без труда ничего не выйдет – чудес не бывает, тем более в нашей профессии. Когда мы с тем же Козловским снимались в "Мы из будущего", то, пока все гуляли, он занимался английским, читал книги, не пил, не курил, грубо говоря – уже тогда работал на это будущее. И сейчас такое время, когда перед тобой открыты многие двери. Но, судя по тому, что я до сих пор не выучила английского языка, у меня пока таких амбиций нет.

Знание английского – эту проблему можно разрешить за несколько месяцев.

Это даже не проблема, просто я так живу – где родился, там и пригодился. Все, о чем мечтала, сбывается. А "Оскар" можно получить, снявшись и в российском кино.

Что дает основание актеру думать, что все получится?

Любой солдат хочет стать генералом. И любой человек, поступая в театральный институт, уверен, что, конечно же, он станет звездой, иначе бы он просто туда не пошел. Да, это самоуверенность, даже наглость, но без них – никуда. Поступление – твой первый взлет или твое первое падение. Для меня было самое страшное – не поступить в институт. Ведь после этого придется появиться в своем дворе, где будут сидеть твои друзья и посмеиваться: не поступила? Ну конечно, куда тебе! 

Если ты прошел конкурс, значит, победил. Поэтому и говорят, что на первом курсе все – гении. На втором ты понимаешь, что ничего не умеешь. А дальше начинаются новые достижения: в театр приняли – хорошо. В кино снялся – тоже плюсик. И так всю жизнь. Мне хорошо запомнилась одна фраза в фильме "Хичкок": в Голливуде тебя ценят по последней работе, а не по тому, что ты сделал до этого.

О какой роли вы мечтаете?

Самый сложный вопрос для меня: какую роль вы хотели бы сыграть? Я никогда не мечтала о какой-либо роли. Если бы мне сейчас дали кучу денег и сказали снимать кино с собой в главной роли, я бы растерялась. Когда сам себе выбираешь роль, то пропадает интрига, – совсем другое дело, когда тебе кто-то предлагает ее: "Катя, прочитайте текст – я вас вижу в такой-то роли". Ты читаешь и пытаешься примерить эту роль на себя. 

Это самое интересное. Не сразу понимаешь, как будешь играть, что хочет режиссер. Ты волнуешься, выходишь из зоны собственного комфорта, у тебя смещается сознание, и в результате что-то получается. Впрочем, это мои личные ощущения – может, кто-то скажет: да, Климова везде одинаковая.

Чего вы хотите от профессии в глобальном плане? Заработать много денег, получить "Оскар"?

"Во всем мне хочется дойти до самой сути – в работе, в поисках пути, в сердечной смуте". Это не я, это Пастернак. Лучше, чем он, я не скажу.

Конечно, я хочу и "Оскар" получить, и денег заработать. Я – классическая девочка, люблю спа-салоны, украшения, вещи, отдых. Правда, поймала себя на мысли, что, как только стала работать, у меня исчезли все хобби. Раньше-то, в детстве, как было: хватаешься за все. 

Сегодня шьешь, завтра на лошади катаешься, потом стрижешь. И тут мне попалась профессия, которая позволяет попробовать разные виды деятельности ради роли. Нужно мне для конкретного персонажа танцевать – иду к хореографу. Нужно петь – беру уроки вокала. И личные увлечения ушли на второй план, а после того, как я обзавелась таким семейством, то и вовсе собственные интересы ушли на второй план – важнее, чем хотят заниматься дети.

То есть вы осваиваете какой-то навык для персонажа, а сыграв это, бросаете?

Бросаю. Умение никуда не девается, но и не развивается. И я благодарна тому, что в меня закладывали в институте, хотя многие навыки до сих пор не пригодились – мне, например, нигде не довелось фехтовать, хотя нас очень хорошо этому учили. Или же ездить верхом. Я была бы счастлива, если бы узнала, что в картине мне предстоит сидеть в седле. Поехала бы на ипподром, потренировалась. Просто для себя делать этого не буду. Но, вы знаете, я не жалуюсь.

А вообще, бывает, что на жизнь жалуетесь?

Есть у меня такое, бывают моменты.

Кто это выслушивает?

Да честно – никому это не нужно.

Как же так?

Ну да, есть подружки, мы соберемся в ресторане, обсудим разные проблемы и разойдемся по делам.

Я, конечно, не ваша подружка, но что обычно является причиной ваших жалоб?

Вот поэтому я вам жаловаться и не буду. Я бы, наоборот, сказала, что мы слишком хорошо живем.

Грубо говоря, зажрались?

Да! Перестаешь все это ценить, воспринимаешь как должное. Верно говорят: нельзя купить крепкий сон – можно купить мягкую кровать. Нельзя купить здоровье – можно купить лекарство в аптеке.

У вас есть город-отдушина?

Если честно, люблю Москву – так уж редко в ней бываю. Когда подхожу к своему дому, то мне становится хорошо на душе. Я даже люблю стоять в московских пробках.

У нас в этом номере журнала – так сложилось – очень много Парижа. Как вы относитесь к этому городу?

Лично у меня нет какой-то тайной сопричастности к этому городу, но есть эмоции, впечатления.

Вам не кажется, что Париж нам часто преподносят как чересчур романтический город, а это далеко не так?

Конечно. Отчасти Париж, как и Москва, является своего рода открыткой, эти ожидания могут не сбыться, если считывать все напрямую.

Думаю, у каждого может быть свой Париж. Зависит от того, с кем и зачем ты туда приезжаешь. Для кого-то – это город заносчивых официантов, огромного количества афроамериканцев и туристов-китайцев с фотоаппаратами, которые не подпускают тебя к "Джоконде". Зато можно выпить самый лучший в своей жизни кофе с круассаном, просто погулять по Парижу в шесть утра, покормить голубей и ощутить атмосферу города.

Первый раз я приехала в Париж еще студенткой, со спектаклем. И мы были очень удивлены, что ночью в Париже нельзя купить вина. Ну как это? Вино и Париж – это же вещи неотделимые. Но далеко не так. Возможно, так же обстоят дела и с романтикой в этом городе.

Интересно, как менялось ваше отношение к понятию "любовь" на протяжении жизни?

Оно менялось, меняется и, видимо, еще будет меняться. Любовь для меня – это вещь основополагающая для существования. Но я не знаю ответа на вопросы, что такое любовь, как ее найти и как не потерять. Тем не менее думаю, что это счастье, когда человек способен любить, когда он встречает вторую половину, с которой проживет всю жизнь. Это ведь дано не каждому.

Вы во вторые половины верите?

Верю. Но оставим эти разговоры для мемуаров.

Вам не кажется, что ваша личная жизнь во многом объясняет ваш творческий путь, предопределяет его, дает ключи к вашим ролям? Мы же, читая стихи Пушкина, знаем, кому он посвятил стихотворение, кого он любил в тот момент.

Многие дневники Пушкина до сих пор не признаны его официальными текстами. Мы также не знаем, убили ли Маяковского или Есенина, сама ли покончила с собой Цветаева. И я вовсе не желаю ковыряться в этом нижнем белье. Хотя ощущение, что нас всех к этому приучили, есть. Что-то вроде манипуляции: нам кидают это, как рыбкам корм в аквариум.

Потом ведь в книгах по истории кино и театра будут писать: роль была близка Екатерине Климовой потому, что в ее жизни сложилась похожая ситуация…

Ну пусть об этом знаю я – зрителю не нужно быть сопричастным к таким тайнам. Писала же Ахматова: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…" Они ведь и правда из сора растут.