Президент компании Show-room Ли-Лу Оксана Бондаренко рассказала о правилах ведения бизнеса во время тест-драйва BMW.
Оксана Бондаренко
1/5 Оксана Бондаренко

Из чего складывается образ успешной женщины? 

Не думаю, что человека встречают по каким-то конкретным внешним атрибутам, будь то одежда определенного бренда, дорогие ювелирные украшения или автомобиль. Скорее имеет значение внутренняя уверенность в себе, самоощущение и умение себя подать. Другое дело, что на внутреннюю уверенность могут влиять разные факторы, и тут все очень индивидуально. Кому-то для этого нужны высокие каблуки и солнечные очки, кому-то — та же машина. В этом смысле BMW, вероятно, лучший выбор. Главное, чтобы машина соответствовала характеру владельца и его стилю ведения бизнеса: спокойная классика, более агрессивный и динамичный стиль или риск с долей авантюризма. 

Каким, по-вашему, должен быть бизнес, чтобы считаться успешным? Что важно, кроме его финансовых показателей? 

По моему мнению, бизнес должен приносить хоть какую-то прибыль — это его основное качество. Собственно, ради этого он и затевается. А дальше уже надо смотреть на ваши ощущения — доставляет ли вам дело удовольствие? Чем больше личный интерес — тем удовольствие больше от процесса. 

Почему вы выбрали именно fashion-направление? 

Мода мне всегда была близка. Это на самом деле не только бизнес, но и интереснейший творческий процесс, в который вовлечено большое количество людей. Это кладезь вдохновения. 

Вы сталкиваетесь с неким предвзятым отношением к себе как к женщине-боссу? 

Редко. В нашем бизнесе много женщин, так что скорее наоборот. 

Какие качества вы развили в себе, чтобы организовать собственной бизнес в этой области? 

В fashion-индустрии очень важно иметь собственный вкус — это первое и, наверное, главное. Второе — это коммуникабельность. Когда ты можешь найти общий язык с людьми, поговорить, объяснить им, что ты хочешь, и выслушать, что хотят они, — бизнес делать гораздо проще. Важно, чтобы с клиентами складывались дружеские отношения. У нас есть несколько мужских брендов, с которыми мы работаем, но не могу сказать, что я активно пользуюсь какими-то женскими хитростями или слабостями, чтобы вести с ними дела. Слабости допустимы где-то на ужине, когда можно пококетничать и повеселиться, но, когда дело доходит до серьезного бизнес-процесса, это уже не помогает. Быть приятной и привлекательной — не помеха ни в каком бизнесе, но нужно иметь видение процесса, тогда тебя уважают и принимают всерьез. 

Что важнее для такого рода бизнеса — профильное образование или чутье? 

У меня образование вообще не связано с модой, я технический человек, с хорошим уровнем знания математики. Считаю, что математика помогает во всех сферах бизнеса, потому что она структурирует мышление. У нас раньше не было такого специфического образования, которое необходимо для этой работы. Но сейчас есть много факультетов, которые занимаются подготовкой специалистов в области маркетинга и фэшна, можно учиться и за рубежом — возможностей просто масса. Конечно, нужно желание работать в этой сфере, и я многим вещам училась просто в жизни, в непосредственном процессе. 

Чем еще вы могли бы заниматься, если бы не нашли себя в бизнесе? 

Воспитанием детей, заботой о семье и доме. Женщина-начальник — это наказание для семьи. Я вообще считаю, что женское призвание — быть дома, но понимаешь ты это не сразу, а лишь со временем, когда теряешь многие семейные ценности. Тогда осознаешь, что, возможно, не стоило так сильно углубляться в бизнес, а быть ближе к мужу и детям. Но всегда можно сказать себе «Стоп!» — и остановиться. Просто нужно расставить приоритеты и решить, что для тебя важнее.