Азиатское кино для нас (да и для западного мира) по-прежнему остается какой-то странной и непостижимой на первый взгляд загадкой, как и восточная культура в целом. Зарубежные критики не устают удивляться особенностям многочисленных режиссерских находок азиатских постановщиков, а кинематографисты «Фабрики грез» то и дело черпают оттуда вдохновение для своих собственных работ, неважно, будь то скромная «камерная» драма или размашистый фантастический блокбастер.
Но бывает и такое, что современная американская киноиндустрия, совершенно справедливо упорно не желающая стоять на месте, приглашает азиатов напрямую поучаствовать в самом, что называется, процессе. И дело совсем не ограничивается трюками и прочими фокусами перед камерой. Так, тайванский постановщик Энг Ли, аж трехкратный обладатель премии «Оскар», давно и прочно осел в Голливуде. Стоит ли упоминать Джона Ву, Вонга Кар Вая, Ким Ки Дука, Акиру Куросаву, Такеши Китано, Такаши Миике, Пон Джун Хо и многих других. Последний в 2013 году и представил публике и Голливуду свою фантастическую драматическую антиутопию «Сквозь снег».
Крис Эванс и Джейми Бэлл: кадр из фильма "Сквозь снег"
Пон Джун Хо – южнокорейский постановщик, известным ставший благодаря своей картине «Воспоминание об убийстве» (к слову, тоже весьма и весьма нестандартной). "Snowpiercer" – поистине арт-хаус для больших экранов. Как-то уж очень ловко тут переплетаются «социологические аллюзии» и явная сатира, стойкая медитативность и яростный экшен, потрясающий по своей реалистичности антураж и нарочито «мультяшные» спецэффекты.
Земля далекого будущего. Еще 17 лет назад трава зеленела, по улицам огромных мегаполисов гуляли люди, в мире кипела жизнь, а развитие высоких технологий ознаменовало собой начало новой эры человеческой эволюции. Но мать-природа, как всегда, распорядилась по-своему. Угроза глобального потепления стала приобретать циклопические масштабы, и у всемогущего человечества, увы нечем было ей противостоять. В результате все замерзло – животные вымерли, города стали похожи на скованные льдом могильники, а остатки человечества нашли пристанище в огромном поезде, несущемся по железной дороге, охватывающей весь мир. В начале поезда проживают богачи, а в последних вагонах – бедняки и отбросы общества. Лишь до того дня, когда лидер последних, Кертис, не решает устроить восстание.
Не нужно быть социологом, философом или психологом, чтобы углядеть в этой ленте явную «остросоциологическую» направленность, а иногда режиссер так и вовсе тыкает носом зрителю во все, как ему кажется, потайные страхи и пороки современного общества, причем, зачастую даже не с воспитательной целью. Скорее, он своей заботливой рукой кладет хомяка в клетку к змее и с упоением смотрит, что же из всего этого получится.
А получается весьма занятно. Тут вам и Крис Эванс, изрядно отстранившийся от образа «Капитана Америки», и неузнаваемая, неподражаемая Тильда Суинтон, нечаянно наигравшая тут как минимум на «Золотой Глобус», и «Бог из машины» в самом прямом смысле этого слова, и драки на топорах в узких коридорах поезда, и, конечно, корейская кухня. Со всеми вытекающими.
Концепт-арт фильма "Сквозь снег"
Любой человек, во время просмотра фильма, даже не вникая в суть постановки и уж тем более не видя имени режиссера в титрах, скажет, что это явно не Голливуд. И это тот случай, когда даже самые что ни на есть голливудские актеры его в этом не переубедят. Этим и прекрасен фильм. Корейские актеры тут, к слову, тоже есть. Они то и отвечают за весь основной «беспорядок».
«Сквозь снег» оставляет впечатление некой притчи, нежели экшен-муви, и уже только поэтому его стоит смотреть. А также, разумеется, если ты устала от штампованного Голливуда, который, кажется, со временем совершенно разучился смеяться над самим собой. Рекомендуется к просмотру в компании молодого человека, нам кажется, что он будет весьма впечатлен.