Как не бросить любимое дело на том этапе, когда увлечение вызывает у окружающих лишь усмешки, а у семьи раздражение? В чем секрет успеха и 5-миллионной аудитории в инстаграме? Обо всем этом мы побеседовали с пионером блогосферы в России Машей Вэй.

маша-заход.gif

Перед обложкой нашей было какое-то волнение?
Да. Думала, со временем это пройдет, но все равно каждый раз волнуюсь перед съемкой.

За что больше всего?
За работу всей команды. Мне всегда кажется, что мы можем сделать что-то большее. И в самом начале нужно поймать общую волну. Поэтому первые фотографии обычно никуда не годятся, даже если они сделаны точно по плану. А потом люди начинают чувствовать друг друга. Вот даже сейчас последние кадры получились более творческие, раскрепощенные. Так что для меня это каждый раз волнение, даже если я снимаю с людьми, с которыми уже работала.

То есть ты — человек, который работает на результат?
Да. Это и минус, и плюс одновременно.

Почему? Одолевает перфекционизм?
Всем все равно, сколько я сделала кадров, если хороший так и не получился. Ну и от перфекционизма я всегда страдала. А теперь страдает и вся моя команда, потому что я каждый раз мучаю всех и заставляю поверить, что фото или видео можно сделать еще лучше.

А в быту твой перфекционизм как-то проявляется?
Нет, в обычной жизни, наоборот, абсолютный бардак и творческий беспорядок. Даже когда я заезжаю в какой-нибудь отель, то успеваю за пять минут навести там полный хаос. Все вещи вокруг меня каким-то образом переворачиваются, но я считаю очень скучным, если все лежит на одних и тех же местах. То есть мне в принципе не приходит в голову найти место для расчески у себя в квартире. Зачем? Ее же нужно будет все время потом класть туда снова и думать об этом постоянно. А это как думать о том, что ты дышишь, — очень странно. 
 маша-вэй-в-очках.gif

Давай поподробнее поговорим про твои съемки. Подглядываешь идеи у каких-то известных фотографов, блогеров?
Если говорить о тех, кто меня вдохновляет, — это девочка Сара, которая делает снимки и к ним придумывает субтитры, как будто это кадры из фильма (@sarahbahbah). Эту идею у нее даже позаимствовала Селена Гомес для своего последнего клипа. Отличная Петра Коллинз (@petrafcollins). Она и фотограф, и оператор, и модель — снималась в рекламе Gucci. У нее очень интересные фотографии.
Я учусь каждый день. До сих пор у всех все подглядываю. И у меня в голове переизбыток информации от того, что я запоминаю все подряд, но при этом нет задачи найти что-то конкретное.

А где еще ты ищешь?
Смотрю новые коллекции брендов и каждый раз пытаюсь показом вдохновиться. Иногда, честно скажу, это вообще не получается, потому что я смотрю и не вижу ничего нового с точки зрения тренда или цвета. Или понимаю, что это классно, модно, будет актуально, но с жизнью это состыковать невозможно. И мне нравятся всякие фотосессии в журналах. Какие-то необычные фотоистории.

Какие журналы — главные трендсеттеры для тебя?
Западный Vogue, наверное. Ближе всего мне по духу и атмосфере Америка, калифорнийская история такая. Очень люблю, когда снимают так, как будто это кадры из фильма или из клипа, и создается ощущение, что за картинкой стоит что-то большее — какая-то история. Тогда фотография сразу обретает энергетику. Пару лет назад я видела такие снимки только в инстаграме и у альтернативных блогеров, а сейчас они появились практически во всем глянце.   
Сейчас очень популярен формат видео. Как ты считаешь, в России есть операторы такие же сильные, как западные?
Я уверена, что есть. Вижу, как динамично у нас все развивается. В этом году уже клипы абсолютно другие, за них вообще не стыдно. Не зря же группа «Ленинград» получила британскую премию UK Music Video Awards за свой музыкальный клип «Кольщик». Запад теперь тоже на нас смотрит — и в плане моды, и в плане каких-то воплощений визуальных. 
 собака.gif
Помнишь тот момент, когда у тебя возникла идея снять свое первое видео?
Я тогда занималась не тем, чем хотела. Пошла учиться на экономиста, и все время не могла понять, почему у меня ничего не складывается. До этого в школе мне было интересно, легко, я хорошо училась. А на экономическом буквально заставляла себя заниматься. Потом я подумала, что так, наверное, у всех, что это и есть взрослая жизнь, вдохновения больше не будет — это нормально. И я начала пробовать себя во всем: рисовать, делать украшения, искала, чем бы заняться.
Потом я увидела в интернете одну американскую девочку, которая делала макияж на видео, и мне захотелось попробовать так же. Я не визажист — просто нравилось краситься и перевоплощаться. Айфонов тогда не было, и я взяла у друга фотоаппарат, который снимал видео по минуте. Но все равно это было какое-то чудо — сам что-то делаешь и видишь результат. Еще мне очень понравилось монтировать, подбирать картинки и музыку. Мой компьютер, правда, к монтажу был совсем не готов — до этого на нем смотрели сериалы и ничего не делали, а тут его начали мучить. Я его ненавидела! Визжала, била его, когда он зависал в самый ответственный момент.
Тогда я жила с мамой и бабушкой, а они были категорически против всего этого. Мне до сих пор иногда звонит бабушка и говорит: «Вот я знаю, ты не спишь, сидишь монтируешь», хотя сейчас-то я сижу по ночам намного реже. Поняла, что здоровье дороже.

Я так понимаю, семья хотела для тебя какой-то другой судьбы…
Да, но и я сама такой творческой судьбы для себя не видела. Десять лет назад слова «видеоблог» никто не знал. А уж о том, что я буду сама себе хозяйка, мне было даже стыдно думать. Казалось, это неправильно. Я до сих пор помню свой первый заказ. Это была реклама какого-то приложения, и за нее мне заплатили 8 тысяч рублей. Я была в шоке. Мне перечислили деньги за то, что я сделала. Было это через полтора года после того, как я начала снимать. Но самое главное было, что я показала маме: этим можно зарабатывать. Это были своеобразные «откупные», которые дали мне право еще немного поснимать. Потом я откупилась еще раз, и еще. Я почти не тратила, а сделала так, что все деньги присылали маме. Купила только фотоаппарат получше. Покупала через интернет, и я даже проверить, работает он или нет, не могла. А потом отдельно купила свой первый объектив у какой-то девочки, мы с ней на станции метро встречались. И вот приехала тогда домой, соединила их, поняла, что все работает, и выдохнула — не обманули.

Как друзья воспринимали твое хобби?
Негативно, с непониманием. Постоянно говорили что-то вроде: «Зачем ты этим занимаешься? Это очень странно». Мой бывший парень просил меня закончить уже это все поскорее, потому что ему неловко было перед друзьями. Одногруппники тоже смотрели косо. Тогда были другие времена.   
маша-близко.gif
Когда наступил переломный момент и все взглянули на тебя другими глазами?
Когда меня начали приглашать на интервью телеканалы, издательства, а на улице стали узнавать.

Но институт ты при этом не бросила…
Нет, конечно! Туда же столько сил моих было вложено. К тому же, когда ты вот так что-то бросаешь, это в первую очередь неуважение к самому себе. Как будто все, что сделано, было зря. Это неправильно. И для меня было очень важно принести диплом маме.

После выпуска твоя ­семья не настаивала, чтобы ты нашла какую-то работу по профилю?
Слава богу, нет. Они даже не заикнулись. Был, правда, разговор про магистратуру. Я сказала тогда: «Мам, диплом я получила, но магистром не хочу. Извини». Она не спорила со мной.

Твой новый бойфренд больше тебя поддерживает?
Конечно. Он поначалу тоже не понимал, чем я вообще занимаюсь, у него другая сфера работы. А я стеснялась поначалу при нем снимать, мне казалось, что я выгляжу глупо. Но с другой стороны, хорошо, что мы разные. 
У тебя очень много поклонников, но чем больше поклонников, тем больше негатива. Переживаешь из-за хейтеров?
Я раньше очень переживала, а сейчас это куда-то ушло. Каким-то образом поменялось отношение, видимо, просто время сыграло свою роль. Но комментарии читаю и сегодня. Обратная связь очень важна, чтобы понимать, что интересно людям.

Не устаешь все время что-то фиксировать, выкладывать? Это же круглосуточная, ежедневная работа. Или азарт в тебе сохранился?
Я позволяю себе делать паузы. У меня есть девочка, которая меня снимает, а вот монтирую я сама. Это очень творческая часть, она мне нравится, но она просто убивает время. Я всем говорю: хочешь убить время — сядь за монтаж. Но это 80% качества итогового ролика.

Тебя сейчас можно ­назвать успешным человеком, ты в своей сфере достигла максимальных высот. В чем секрет твоего успеха?
Секрет успеха очень простой. Надо просто делать. Иногда даже меньше думать, а больше делать. Я часто вижу, как люди большую часть своего дня проводят в каких-то планах и мыслях, но боятся что-то делать. И это понятно — всегда очень страшно что-то начинать. Поэтому просто бери и делай. Если бы я в свое время обдумывала все тщательно, то наверняка решила бы, что мне все-таки надо сначала научиться краситься и что как-то позорно начинать снимать без нормальной камеры. В итоге так ничего бы и не сделала. Поэтому иногда надо позволять себе делать ошибки, глупо выглядеть, и меньше переживать по этому поводу.
Текст: Карина Егупова
Фотограф: Николай Темников
Стилист: Лидия Кардава
Ассистент стилиста: Анна Евстигнеева
Визажист: Алена Киселева
Стилист по волосам: Алексей Горбатюк
Продюсер: Дарья Редина 
Благодарим за помощь в проведении съемки ресторан Ladurée