Несколько лет назад на своей страничке в соцсети вы написали: "Группа "Градусы" – это яркие позитивные негодяи и авантюристы, "страдающие от излишней креативности и собственного раздолбайства". С тех пор что-нибудь изменилось?
Руслан: Да, но не кардинально.
Роман: Сейчас эта фраза звучит по-тинейджерски. Но когда мы ее придумали, она была, конечно, более актуальной. Она появилась одновременно с нашей группой. Но мы по-прежнему раздолбаи.
Роман, кому во время выступлений ты постоянно показываешь язык?
Роман: Это нервный тик. Просто я волнуюсь каждый раз, когда выхожу на сцену. (Смеется.)
Руслан: Мы так самозабвенно предаемся пению, что иногда можем и показать что-нибудь.
Хорошо, что язык. Особенно если учесть, что кто-то из вас раньше занимался стриптизом. Кстати, кто именно?
Руслан: Это как раз были мы с Романом. (Смеется.) На самом деле мы работали в стрип-клубе диджеями.
На жизнь удавалось заработать?
Руслан: Вполне. Тебе заказывают песни, ты их ставишь, берешь за это деньги. К утру на пивко набегало.
Когда объединялись в "Градусы", каким вы представляли свое музыкальное будущее?
Роман: Как минимум планировали установить мировое господство. (Смеется.) Если серьезно, мне все время хотелось делать то, что нравится, – заниматься музыкой.
А как же амбиции?
Роман: Не буду лукавить – хотелось и "Золотых граммофонов", и наград от "Муз-ТВ" и RU.TV.
Что-то из запланированного осталось невыполненным?
Руслан: По-прежнему хочется песню интересную записать и снять невообразимое видео, которое до нас никто не выпускал.
Вас ведь объединил бас-гитарист Дмитрий Fidel Бахтинов. Вы как-то благодарите его за это? Может, подарки дорогие на праздники дарите?
Роман: Ну, как объединил... Мы и так были собраны, просто он удачно нас "скомпоновал". Естественно, мы ему благодарны.
Руслан: Кстати, хорошая идея насчет подарков, надо подумать. Если серьезно, то есть такое понятие, как удачное стечение обстоятельств. Мы на тот момент с Романом хотели серьезно заниматься музыкой. Но при этом были ужасно пассивными. А Дима нас подтолкнул, за что ему нечеловеческое планетарное спасибо. Но не надо забывать, что и самим нужно вкалывать, чтобы чего-то добиться.
Текущий ход событий вас устраивает?
Руслан: Абсолютно. Мы задышали по-новому.
Роман: Сейчас у нас затишье после бури. После плотных гастролей наступил период спокойного переосмысления всего происходящего. Мы записываем новые песни. Могу сказать, что это идеальное время для сочинительства – на гастролях ничего не получается написать.
Что должно происходить в голове, чтобы рождались строчки вроде: "Запишу свое сердце на секцию плавания, оно ведь слабое"?
Роман: Надо, чтобы ничего не напрягало, когда можно полежать, потупить, походить, выпить кофе.
Руслан: Мы обычные люди, которые изо всех сил пытаются мыслить неординарно. По крайней мере, я отношу себя именно к таким. Хотя во время "ковки" не всегда понятно, что в итоге получится. Большую роль играет мнение окружающих. Порой внутренний ценз бывает чересчур завышенным. Читаешь написанное и думаешь: "Блин, фигня какая-то". А показываешь кому-то и вдруг слышишь: "Вау, отлично!" Но случается и наоборот.
И много неоцененного?
Руслан: Свежий пример: мне, например, казалось, что "Головастики" – хорошая песня. А народ прожевал ее и выплюнул.
Роман: Есть песни, которые нас "прут". Например, "Птичка" – она даже не издана. И если мы выступаем на жующем корпоративе и никому до нас нет дела, мы начинаем ее исполнять и кайфовать. Но когда людям нравится то, что мы делаем, это, конечно, заряжает. В конце концов, для себя можно попеть и в студии.
Почему в ваш первый альбом не вошла песня "Кокаин"?
Роман: Потому что она пока недотянута в плане аранжировки. Сделали один вариант, проиграли на концертах – не понравился. Второй, третий – тоже не очень. Сейчас работаем над четвертым. Песня прикольная, но непростая. И если мы ее недотянем, то она и во втором альбоме не появится.
Медиапространство России поделено на возрастные категории. Какое ограничение вы бы поставили для своих песен?
Роман: Когда пишешь, естественно, представляешь своих ровесников. А на концерте – полно детей.
Руслан: На недавнем выступлении в Алма-Ате собралась публика от четырех лет. Они вместе с нами пели "Кокаин", "Водка", "Бледные поганки". Надеюсь, они просто проговаривали слова, не задумываясь над смыслом. (Смеется.)
Вы пересматриваете записи старых выступлений?
Руслан: Разве что с целью работы над ошибками. Хотя мне это не очень нравится: хочется двигаться вперед, а не копаться в прошлом. Как-то по телевизору видел сюжет с Сергеем Лемохом и Богданом Титомиром, организовавшими в конце 80-х группу "Кар-Мэн". И показали видео, мол, посмотрите, какие вы были. Увидев себя в малиновых пиджаках с закатанными рукавами, они схватились за головы. Вот чтобы этого не произошло, мы и не пересматриваем старые видео. (Смеется.)
Роман: Хорошо, что мы никогда не выступали в малиновых пиджаках. Но не удивлюсь, если лет через 10 все равно будем над собой ржать.
В Сети есть запись вашего старого выступления в маленьком клубе. Требования к площадкам с тех пор изменились?
Руслан: У нас сейчас такой технический райдер, что не все площадки тянут. Бывает, перезванивают: "Этого нет, что делать?" Если возможно, мы делаем корректировку.
Бытовые требования в вашем райдере тоже не все тянут?
Руслан: Они как раз довольно-таки простые, мы даже повара с собой не возим.
Раньше с вами выступала клавишница Елена. Куда она подевалась?
Роман: У нас и гитаристка Ольга была. Придумала партию на "Режиссера", за что ей огромная благодарность. Она ушла по семейным обстоятельствам – забеременела, выпала из процесса, а потом с возвращением как-то не сложилось. А с Леной мы просто не нашли друг друга. Мы по-разному смотрели на музыку – нам нужна была клавишница, а не пианистка.
Руслан: Есть партии, где четыре с половиной минуты нужно играть один очень легкий рисунок. А ей было скучно это делать, и она начинала разливать по-джазовому. Но люди приходят и уходят – это неотъемлемая часть любого творческого процесса.
Как считаете, парни и девушки на музыкальных инструментах играют по-разному?
Роман: На наших концертах сейчас некоторые электронные партии выдает ноутбук. И отлично справляется. (Смеется.)
Может, и остальных заменить на "материнку" и платы?
Руслан: Нет, живое выступление ничем не заменишь. К примеру, когда нас приглашали с концертом в Азербайджан, то предложили спеть под мини-диск, а ценник – вдвое больше обычного. Но поскольку мы правильные музыканты и любим живой звук, на это предложение не повелись. Правда, с нами не мог поехать гитарист-армянин из-за политических и принципиальных соображений. Но он в течение полугода проделал титаническую работу, подготовив себе замену для одного-единственного выступления в Азербайджане.
Говорят, чем выше градус, тем ярче индивидуальность. Согласны?
Руслан: А после бутылки водки индивидуальность вообще зашкаливает. (Смеется.)
Кстати, группа "Градусы" часто бывают под градусом?
Руслан: Как ни странно, мы не пьем.
Роман: Мы сначала баловались, а потом поняли, что тяжеловато. Да и связки пережигаются. В нашем райдере вискарь и вино остались, но мы их не трогаем.
Оставляете в гримерке?
Роман: Ну, иногда забираем. Особенно если это Château Margaux урожая 1995 года. Специально для таких случаев мы возим с собой баночки, в которые это вино и разливаем. (Смеется.)
Года четыре назад вы жаловались на нехватку гастролей. Уже успели устать от поездок по стране?
Руслан: Не успели. К тому же я не люблю жаловаться. И вообще стараюсь сторониться людей, которые при встрече начинают нас жалеть: "Это ведь тяжело – постоянно находиться в движении".
Роман: Как говорил герой фильма "Дублер": "Жить сложно: встаю в 14.00, потом – в душ, потом – в SPA. Очень сложно". (Смеется.) На самом деле к гастролям привыкаешь настолько, что начинаешь ловить от них кайф, несмотря на усталость, напряги и нервотрепку. Хотя у нас не было полугодовых турне – возможно, они бы нас и вымотали. Но даже когда возвращаемся после двухнедельного забега, я никогда не говорю: "Боже, у меня больше нет сил!"
К тому же, знаете, мне есть с чем сравнивать: я работал гипсокартонщиком, курьером, продавцом на Савеловском рынке. И мне намного приятней уставать все-таки от гастролей, чем от другой работы.