Постановщик фотосъемок для модных журналов и преподаватель Школы современной фотографии PHOTOPLAY Лена Иванова-Тагирова рассказала, как, не притрагиваясь к кисти, холсту и даже фотоаппарату, можно сотворить прекрасное.

Фотодело

Я являюсь арт-директором, постановщиком съемок для модных журналов и преподаю в Школе современной фотографии PHOTOPLAY. Моя специализация — это fashion- и beauty-съемки, арт-проекты и модельные тесты. В какой-то момент мне предложили провести несколько мастер-классов, и меня очень подкупил студенческий энтузиазм. 

Так, неожиданно для себя, я стала преподавать в школе PHOTOPLAY. На данный момент это одна из ведущих фотографических школ страны, представляющих несколько образовательных программ, которые дают возможность начать профессиональную карьеру фотографа. В нашей школе много современных студий, позволяющих реализовать самые разные идеи, и особая творческая атмосфера, свойственная студенческим мастерским.

Модельные тесты

Мой распорядок дня зависит от двух аспектов — от расписания занятий, которые я веду, и от съемок для изданий. В режиме мастерской мы периодически снимаем модельные тесты. Не секрет, что карьеру в модной журнальной фотографии стоит начинать именно со съемок тестов. 

Это отличная возможность для новичков, во-первых, закрепить навыки работы с моделью и реализовать свои идеи, во-вторых, заполучить себе в портфолио интересные лица, которые через некоторое время могут стать топ-моделями. В моей практике такое случалось не раз, самое значительное имя — это, пожалуй, Даша Строкоус.

Свой метод

Тема моих занятий — это стиль, мода и визуальные коммуникации. Я не ставлю задачу "учить" или просто передавать информацию слушателям. Мой основной метод — это передача энергии, которая запускает творческие механизмы. 

Для меня важно дать возможность осознать бесконечный поток визуальной информации. Я стараюсь заинтересовать каждого слушателя кинематографом, изобразительным искусством, вне зависимости от того, будет человек фотографировать для модных журналов или нет.

Cо многими студентами мы работаем над совместными проектами. Речь идет об очень разных со стилистической точки зрения образах. В школе PHOTOPLAY я постоянно сталкиваюсь с перспективными молодыми фотографами. 

Кто-то интересен благодаря своему оригинальному видению, а кто-то, делая первые шаги в фотографии, уже способен визуализировать сложные образы. У нашей школы и журнала TOPBEAUTY есть совместная программа, позволяющая талантливым студентам стажироваться и публиковаться в журнале.

Подшивка

Я родилась в городе Уфе. Там же училась на живописном отделении училища искусств. Детство было замечательным. Мне очень запомнилось время, когда я приезжала в маленький городок Сибай, среди уральских гор, где жили мои бабушка и дедушка. 

Каждое лето я проводила в большом доме, который построил мой дед Петр Алексеевич. Он был бухгалтером-художником и через него проходили все товары, которые прибывали в город, прежде чем попасть на прилавки.

В середине 80-х, в момент тотального дефицита, дед покупал немецкие краски, которые достать было практически невозможно, они отличались какими-то сумасшедше яркими пигментами. Мы выбирали самые чистые оттенки и красили дом, ворота и забор. Наш славный дом стал похож на карамельную шкатулку, где всё покрыто резными орнаментами и завитушками. 

Это были самые счастливые дни! Дед даже стол специально поставил у окна, чтобы во время чаепития смотреть на улицу и видеть, как прохожие останавливаются и разглядывают наше жилище. Дедушка очень любил журнал "Огонек", в котором печатали репродукции картин из советских музеев, и разрешил мне собирать их в альбом. Так я стала "накопителем" красивых картинок и художником.

Глянец

В 90-е появились глянцевые издания. На фоне советской прессы, где все было одинаковым и бесцветным, глянец с его красивыми картинками стал эдаким революционным прорывом, не только стилистическим, но и интеллектуальным. Меня поразило, насколько многогранным и волнующим может быть образ, созданный средствами моды, — почти драматургия в пределах одного женского лица. 

Вопрос о дальнейшей судьбе был решен! Я создала маленькую группу единомышленников — то, что мы делали поначалу, мало напоминало fashion-истории модных изданий. Потом было сотрудничество с московской галереей Fine Art — в качестве арт-директора и постановщика съемок.

Экспоцентр

В 2002 году нашу команду представили ведущей рубрики "Современное искусство" в журнале L’Officiel Лене Пантелеевой, и спустя месяц знакомства я уже снимала для этого издания. До этого момента у меня уже был опыт бьюти-съемок для печатного издания Energee, проходили выставки в рамках международных фестивалей Московского дома фотографии. 

Мне всегда нравились съемки в жанре art-fashion, где идет работа с абстрактным образом. Именно поэтому я люблю сложную стилизацию, часто — с использованием грима, художественных средств и бутафории. Несколько моих работ были названы лучшими съемками 10-летия в юбилейном издании L’Officiel. Конечно, это очень приятно. Сейчас в моем послужном списке достаточное количество изданий, с которыми мне довелось сотрудничать, и TOPBEAUTY в их числе! Многолетняя дружба с этим журналом позволяет мне снимать и публиковать интересные истории.

Арт-сборная

Среди множества достойных проектов хочется вспомнить работу со сборной России по художественной гимнастике. Результатом стали три выставочных проекта журнала TOPBEAUTY. Два из них экспонировались в Москве: "Красота победы" — в рамках чемпионата мира по художественной гимнастике в 2010 году и "Две стороны одной медали" — на выставочной площадке ГУМа. 

Третий проект "Trois couleurs" мы показали на чемпионате мира во Франции, который проходил в городе Монпелье. Работы были выставлены прямо в фойе спортивного центра, несколько раз поклонники нашей сборной даже хотели их умыкнуть — пришлось выставлять охрану.

Игра в ассоциации

Студенты часто спрашивают, как рождается идея той или иной съемки. Творческим катализатором может стать слово, изображение или понятие, которое как-то тебя затрагивает в эмоциональном плане. Далее формируется ассоциативный ряд и вычленяется то, что тебе действительно близко. Если отключить логику, непроизвольно начинают приходить визуальные образы. Этот процесс невозможно контролировать, но можно решить, куда двигаться, потому что ты творец и свободен в выборе. 

Когда-то это было моим "изобретением" для личного пользования, а сейчас это целая технология, названная мною "Визуальная практика", которая составляет часть моих курсов и мастер-классов. Я всегда участвую в процессе верстки отснятого материала — на этом этапе можно придать истории особое звучание и даже малоинтересные кадры сделать значимыми. Листая разные издания, я фотографирую и анализирую разные виды версток.

А вот подбирать одежду для съемок я не очень люблю, не получаю никакого удовольствия, расхаживая по бутикам. Мне гораздо проще работать креативным постановщиком съемок, который что-то придумал и точно знает, в какую сторону нужно идти. Когда ясна цель, можно подбирать команду и раздавать задания.

Командный зачет

В руки фотокамеру не взяла до сих пор и не собираюсь этого делать. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, фотограф — снимать, модель — позировать, а я, как постановщик съемки, — придумывать интересные истории и образы. 

Мне комфортно работать в команде. Fashion-история — это дело коллективное, и от команды зависит все. Начиная от творческого союза с фотографом и стилистом и заканчивая правильным выбором модели, одежды, места съемки и антуража. Я люблю людей легких на подъем и не очень серьезных. Серьезные, они тяжеловесные, с ними трудно в работе.

Изображая жертву

Я по гороскопу Водолей, знак непростой. Обожаю все новое, быстро теряю интерес к знакомому и поднадоевшему. Я себя порой осаживаю, чтобы не метаться от одного занятия к другому. Приходится договариваться с собой, приводить разумные доводы, что дело должно не только нравиться, но и приносить доход.

В какой-то момент я осознала, что недостаточно себя ценю и люблю. И что я сама себе и учитель, и главный ценитель. Главное, чтобы вопросы к себе были конкретными: "Лена, ты хочешь этим заниматься? Тебе это принесет удовольствие?" — и честно себе ответить, и либо отказаться, либо принять предложение о работе.

Уроки рисования

Наше небольшое семейство любит собак, и у нас сейчас живут три брюссельских гриффона. Это особый народец — умный, забавный и любвеобильный. Их бородатые рожицы часто рисует моя дочь Клара, у нас накопилась стильная и позитивная графическая серия "Похождения гриффонов". Клара вообще очень любит рисовать, и делает это лучше меня. Если можно было родить гениального ребенка, я это сделала! Я сейчас планирую создать для себя небольшую коллекцию минималистичной одежды оригинального кроя с принтами, включающими элементы графики Клары. Для этого маленького бренда уже имеется имя — Liva Tagira!

Только спокойствие

Я несерьезно отношусь к собственной жизни. Достоинство это или недостаток, мне сложно судить. Сейчас, наверное, нет ничего, что могло бы выбить меня из колеи. В какой-то момент я перестала беспокоиться вообще. Когда ты отпускаешь ситуацию, то все складывается само собой. Я получаю удовольствие, когда вижу, что эмоции, которые я хотела донести через образ, дошли до зрителя. Это сродни амбициям режиссера.