Мы окружили слово "талант" почти магическим значением. Но если заглянуть в словарь, то станет понятно, что изначально это слово означает способности, которые раскрываются путем того, как человек обретает знания. Так все же какие методы развития способностей существуют?

Чудеса в решете

Однажды гарвардский профессор Чиа-Юнг Цай устроил эксперимент. Он дал профессиональным музыкантам оценить два альбома с записями. Первый был якобы выпущен гением, второй – любителем. Конечно, гениальный альбом единодушно был признан лучшим. Вот только профессор не упомянул, что оба диска содержали одинаковую музыку. А зашоренные эксперты этого даже не заметили.

Как-то раз великий скрипач Джошуа Белл должен был выступать в Бостонском театре. Все билеты были проданы, цена на некоторые доходила до нескольких сотен долларов. По пути в театр Джошуа спустился в метро, встал у стенки на станции Вашингтона и 45 минут играл пьесы Баха на скрипке Страдивари стоимостью $3,5 млн. За это время мимо прошла несметная уйма человек, однако игрой заслушались только шестеро. На собранные деньги скрипач вряд ли бы позволил себе билет на собственный концерт в Бостонском театре.

Получается, что талант – это штука, не поддающаяся объективной оценке. И тут есть две новости. Первая: для того, чтобы начать использовать методы развития способностей, вам не нужно одобрения экспертов или толпы. Иногда чужое мнение ничего не значит. Вторая: для того, чтобы добиться признания уже развитого таланта, вам нужно будет все-таки подумать над тем, как произвести впечатление и на экспертов, и на толпу.

Распознание таланта

Большинство людей хотя бы немножко ленивы. Валяться на диване под теплым пледом и попивать какао куда приятней, чем мыть посуду, вдумчиво писать тексты, тащиться в слякоть в офис для того, чтобы повышать продажи. Чаще всего никому не хочется нарушать пленительное спокойствие, совершать движения и напрягать мозг. Однако между огромным набором всевозможных занятий есть разница. Она заключается в том, что ради одних дел легче отказаться от лени, чем ради других.

Можно собраться проводить мастер-классы по рукоделию и писать статьи. И для того, и для другого надо заставить себя шевелиться. Но обязательно наступает момент, когда ты понимаешь, что, к примеру, после того, как ты провела один мастер-класс, никакая сила не может заставить тебя повторить его еще раз. Статьи ты тоже пишешь, преодолевая лень, но в конечном счете это приносит тебе удовольствие.

Каждый из нас получает в детстве ряд неких способностей. Если их не развивать специальными методами, они не помогут нам остаться конкурентоспособными к тому моменту, как мы вырастем. Но раз уж придется трудиться над их развитием, то стоит попробовать себя в разных сферах и выбрать ту, в которой проявлять над собой усилие будет легче всего.

В конечном счете хороший преподаватель вокала будет утверждать, что развить способности методами постановки голоса можно кому угодно, опытный бизнес-тренер скажет вам, что предпринимательская жилка или харизма – это не магические сверхспособности, а навыки, которые можно развить при помощи упражнений. Важно лишь определиться с тем, что упражнять и как именно это делать. Те, кто добился великих свершений, могут служить нам примером для подражания.

Учимся у великих развивать свои способности

  • Не иди слепо за целью, а изобретай короткие пути для ее достижения.

Пример: Карл Фридрих Гаусс, математик.

Десятилетний Гаусс получил на уроке задание найти сумму чисел от 1 до 100. Пока одноклассники будущего короля математики корпели над примитивным сложением, Гаусс забросил задание и принял мечтательный вид. Просто решать примеры было скучно, зато мальчик поднатужился и заметил зависимость, по которой легко можно было сосчитать сумму членов арифметической прогрессии. Так, благодаря скуке к выполнению механической работы он вывел формулу, о которой не знал даже учитель.

Советские психологи, изучавшие развитие интереса у школьников, обнаружили, что самыми способными в тех или иных предметах оказываются ребята, для которых важно не столько достижение конечного результата, сколько возможность понять принципы, по которым этот результат будет достигаться раз за разом. Ведь, действительно, если ты единожды добился успеха, а потом потерял интерес, больших свершений не выйдет.

  • Не жди слишком долго, пока появится интерес, начинай действовать уже сейчас.

Пример: Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа.

Трудно поверить, но Фрейд, самый успешный и знаменитый психиатр и психолог, с самого начала не испытывал интереса к своей профессии. Он просто очень стремился к интеллектуальному образу жизни, а психология была почти единственно доступной для этого областью. Мало кто знает, что он был полиглотом и тонким знатоком литературы, получал призы за свой писательский талант, а карьеру мечтал сделать как генерал или министр. Но он был евреем, и в те времена для него были открыты двери только в юриспруденцию и медицину, так что последнюю он выбрал без энтузиазма. Но поскольку он по природе своей не мог работать спустя рукава, то вкладывал все свои силы, добиваясь ошеломительного успеха там, где была возможность.

Иногда мы тратим много энергии и времени на то, чтобы выяснить, в каких сферах у нас есть талант, а в каких нет. Крутим носом, бросаем начатое слишком рано, не успев понять, так ли уж мы одарены. Если все эти усилия применить для того, чтобы преуспеть хоть в какой-нибудь области, можно обрести значительные умения вне зависимости от уровня первоначальных способностей. Было бы достаточно упорства.

  • Будь внимательной и чуткой к тому, что происходит вокруг тебя.

Пример: Федор Михайлович Достоевский, писатель.

Взлеты и падения творческих людей часто связывают с острыми любовными драмами. Но дело даже не только и не столько в любви, сколько в общей настроенности на то, чтобы испытывать душевные переживания. Достоевского, например, вспоминают как человека чувствительного, впечатлительного, надрывного, с хрупкой нервной системой. Но он запоем играл в рулетку, проматывая состояние, а потом с тем же азартом, сутками напролет, писал свои бессмертные романы. Подобные примеры знает не только сфера искусства. Например, Менделеев работал примерно по той же схеме, что и Достоевский: сначала с неистовой скоростью без сна занимался наукой, а потом беспробудно отдыхал. И, надо же, его тоже вспоминают как человека с очень обостренными чувствами. А казалось бы, где химия, а где душевный надрыв.

Никто не говорит о том, что стоит по примеру великих превратить свою жизнь в изматывающий карнавал и принести в жертву здоровье ради успеха в карьере и творчестве. Но чем больше у человека впечатлений, чем острее настроен его внутренний радар на поиск новых эмоций, знаний и ощущений, тем богаче его жизнь, тем шире кругозор, тем больше материала для будущих открытий. Тут важно не переборщить, потому что легкоуязвимая нервная система — это, скорее, источник проблем, а вот чуткое отношение ко всему, что происходит вокруг, — залог того, что и в своей сфере деятельности ты будешь так же внимательна к деталям.

  • Ищи единомышленников.

Пример: Эрнест Хемингуэй, писатель и журналист.

Жизнь Хемингуэя в полном соответствии с предыдущим пунктом была полна впечатлений: война, автокатастрофа, четыре официальных брака. Однако одним из событий, которое больше всего повлияло на писателя, было знакомство с Гертрудой Стайн, писательницей, коллекционером картин и просто удивительной женщиной, которая собрала вокруг себя художников, литераторов и других интересных богемных персонажей. Гертруда способствовала его знакомству с талантливыми писателями, но главным было даже не это. В те времена Эрнест работал журналистом, писал небольшие рассказы и очерки, Гертруда же стала для него своего рода старшим товарищем, именно она постоянно твердила ему, что его призвание — стать великим писателем.

Мы все знаем, как важно избегать людей, которые подрезают нам крылья, но все же часто недооцениваем роль окружения в нашей жизни и силу положительного влияния тех, кто неистово верит, что успех – это легко. Есть старый забавный прием: если вычислить среднее арифметическое доходов твоих друзей, скорее всего, ты получишь примерно ту сумму, которую зарабатываешь сама. Многие оспаривают справедливость этого утверждения, но идея, заложенная в его основе, верна: то, что оказывается приемлемым или неприемлемым для людей нашего окружения, становится таковым же и для нас. Ведь люди в одной группе обычно разделяют одни и те же ценности, имеют одни и те же устремления. И если в твоем окружении оказываются одни сплошные таланты, ты буквально пропитываешься этой атмосферой и начинаешь жить с ощущением того, что великие свершения – это не что-то далекое и недостижимое, а перспектива, доступная лично тебе.

  • Интересно, что слово "талант" изначально не было связано с природными способностями человека. В былые времена оно означало денежную единицу в Малой Азии. В наш язык это слово пришло благодаря притче, рассказанной в Библии Иисусом Христом. Один богатый человек, отправляясь в путешествие, дал своим рабам таланты: первому рабу пять, второму два, третьему один. Каждому – в соответствии с его заслугами. По возвращении он выяснил, что первые два приумножили свои таланты, а третий закопал свои деньги в землю, никак их не применив. Впоследствии под талантом стали понимать не только денежные средства, но и одаренность вообще, а фраза "закопать талант в землю" стала крылатой.