Психиатрические лечебницы ломятся от звезд Голливуда. Эту закономерность пытается объяснить психолог и коуч Юлия Бурлакова.

Число посетителей в Клинике Менингера или в не менее знаменитой Promises Malibu не уменьшается, а даже растет год от года. Количество "проблемных" знаменитостей, проживающих на всем известных холмах, тоже не скудеет. 

Отслеживать их выходки не успевают ни полиция, ни пресса. Тем не менее о биполярном расстройстве Кэтрин Зета-Джонс и послеродовой депрессии Брук Шилдс и захочешь знать поменьше – ан нет, пролезет в сознание та или иная душераздирающая подробность.

Скажем, большинство актеров переживают синдром эмоционального выгорания – это очень серьезное состояние психики, влияющее на многие жизненные аспекты: представление о себе, возможность получать удовольствие от простых радостей жизни, взаимоотношения в семье. Для начала надо понимать, что мы говорим о людях творческих, жизнь которых насыщена эмоционально-психологическими перегрузками.

Другой вопрос: они склонны сходить с ума по причине своих публичных профессий или их изначальный специфический склад личности делает их в конечном итоге популярными?

Мое предположение, что процесс этот, что называется, встречный: с одной стороны, находиться в вечном сиянии рампы не вполне экологично по отношению к психике, а с другой стороны, без определенной склонности к нарциссизму и повышенной до болезненности саморефлексии в том же театре, например, делать нечего. Изначально в театр попадает человек с особыми "профпригодными" психологическими характеристиками.

Существует такое важное понятие, как "психологические границы". Это такое внутреннее пространство, в котором мы чувствуем себя в абсолютной безопасности, внутри которого – абсолютная власть и царство нашего личного Я. 

И в это царство-государство никто без спросу войти не имеет права. Конечно, если мы четко эти самые психологические границы озвучиваем. 

Например, внятно говорим начальству, что "проект интересный, но оплата меня не устраивает", или отвечаем подруге, позвонившей в час ночи, что "это действительно сложная проблема, но я сейчас не могу с тобой ее обсудить", или открыто озвучиваем партнеру, что "меня печалит, когда мы с тобой долго нигде не бываем"

А еще – когда у нас есть такое приватное пространство чувств, мыслей, планов, в которое вообще никто войти не может. И вот эти-то категории – психологических границ и внутренней приватности – у людей публичных профессий (или у тех, кто злоупотребляет своей открытостью в социальных сетях) подчас стремительно сужаются.

У кого что болит

  • Бритни Спирс – маниакально-депрессивный синдром
  • Роберт Дауни-младший – маниакально-депрессивный синдром
  • Кэтрин Зета-Джонс – маниакально-депрессивный синдром
  • Миша Бартон – булимия
  • Николь Ричи – булимия (избавилась)
  • Линдсей Лохан – клептомания
  • Вайнона Райдер – клептомания
  • Леди Гага – булимия (избавилась)

Чтобы внезапная актерская слава не вскружила голову, нужно соблюдать следующие условия:

  • Наличие сильного и осознанного Я – конечно, на это нужны годы личностного роста, духовного развития, самостоятельного изучения книг, медитаций или работы с психотерапевтом. Но результат того стоит: никакой внезапный интерес к вам (будь то СМИ, свекровь или ЖЭК) не в состоянии поколебать внутренний мир вашей взрослой и цельной личности.
  • Наличие разноплановых жизненных интересов – иначе трагедия утраты звездного статуса превращается в серьезный кризис самоидентификации, может восприниматься как потеря жизни в целом. Поэтому, товарищи звезды, всячески поддерживайте свои альтернативные области самореализации – хоть крестиком вышивайте, хоть мопсов выращивайте.
  • Наличие сильного и доверительного тыла – семьи и друзей. Практика показывает, что здоровая и надежная семья не дает вскружиться голове в случае внезапной славы и всегда поставит на место зарвавшегося "звездуна", а также всегда поддержит в случае, если фортуна на время отвернется. Конечно, это касается и нас, обычных людей. И, конечно, для начала этот "сильный и доверительный" тыл каждому из нас предстоит построить.

Надо понимать, что мы говорим о людях творческих, жизнь которых насыщена эмоционально-психологическими перегрузками.